новости

17 апреля - День советской пожарной охраны

Сегодня отмечается День советской пожарной охраны. 17 апреля 1918 года В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации государственных мер по борьбе с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной охраны нашей страны. В этот день мы поздравляем всех ветеранов "огненной службы", и желаем им крепкого здоровья и благополучия.

***

«Частые и опустошительные пожары в деревянно-соломенной России издавна являются одним из величайших народных бедствий, с которым могут быть сравнимы, по размерам причиняемого ущерба, разве только неурожаи и пьянство»- так начиналась «Объяснительная записка Комиссара по делам страхования» от 12 апреля 1918 года.

На Руси издревле существовала проблема предупреждения пожарных бедствий. Попытки упорядочить действия по предупреждению и тушению пожаров можно проследить с 1504 года. Тогда состоялось распоряжение Великого князя Иоанна Васильевича Ш, которым в Москве предписывалось обывателям соблюдать необходимые меры пожарной безопасности. Общий надзор за городом был возложен на всех обывателей. По концам города были установлены особые заставы (решетки), при которых несли дежурство сторожа - решеточные приказчики - и по одному обывателю от девяти домов.

Наконец, в начале XIX века были организованы профессиональные пожарные команды в обеих столицах и других крупных городах империи. Со второй половины века появляются зачатки организации добровольных пожарных обществ.

Однако все попытки упорядочения пожарного дела в стране были малопродуктивны. Из года в год Россия продолжала выгорать на сотни миллионов и заново отстраиваться через каждые 30 лет, и никакой пожар, никакое бедствие не являлось уроком на будущее, не вносило за собой ничего нового, предостерегающего. Все действовали порознь и каждый город боролся с пожарами по-своему, каждый тушил как умел и теми средствами, которые были под руками. Профессиональные пожарные команды охраняли от пожаров только центр города. На окраинах крупных городов и в провинции тушением пожаров по-прежнему занималось местное население. Энтузиасты пожарного дела создавали добровольные пожарные дружины.

В конце XIX века появилась организация, призванная упорядочить пожарное дело в стране: Соединенное (с 1898 Императорское) Российское Пожарное Общество (ИРПО). ИРПО объединило под своей эгидой всех пожарных империи. Обществом велась широкая деятельность по улучшению противопожарных мероприятий в России. На протяжении двух десятков лет на пожарных съездах поднимался вопрос о необходимости создать центральный правительственный орган, регулирующий работу пожарного и страхового дела в стране.

После революции 1917 года ИРПО трансформировалось во Всероссийское Пожарное Общество, которое передало в Совет Народного Хозяйства, а также в другие органы советской власти записки о необходимости в виду всеобщей разрухи взяться за усиление борьбы с пожарами в городах и сельских местностях республики. В результате этих усилий был учрежден Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем. 17 апреля 1918 года утвержден Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который стал эпохальным документом в истории российской пожарной охраны. На многих лет он был определяющим документом, который обозначил основные направления развития пожарной охраны страны.

Автомобилизация пожарной охраны

Одним из важнейших вопросов, который был решен советской пожарной охраной является вопрос автомобилизации. К 1916 году в России было всего 11 пожарных автомобилей. Вопрос механизации пожарного обоза оставался не решенным. В циркулярном распоряжении Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем от 20 июля 1918 года говорилось о приобретении легких грузовых автомобилей для того, чтобы частично перевести пожарные команды с конной тяги на автомобильную. Собственного машиностроения в стране на тот момент не существовало. Поэтому в 1922 году, не смотря на тяжелейшее состояние советской экономики, правительство выделяет средства для приобретения необходимого противопожарного оборудования, в частности, автомашин, за границей.

В 20-е годы в Москве достроен завод АМО, на котором было налажено производство 1,5 тонных грузовых автомобилей. В 1924 году завод выпустил первые грузовые автомобили марки АМО–Ф-15. В Ленинграде трест «Тремасс» организовал производство пожарных автомобилей на заводе «Промет», где в июле 1926 г. был выпущен первенец советского автопрома автонасос « Подстволовой», на полуторатонном шасси АМО-Ф-15.

В 1927 году в Ленинграде из 26 пожарных частей были автомобилизированы 22. На вооружении профессиональной пожарной охраны страны к началу 1927 года насчитывалось уже около 400 пожарных автомобилей.

Для борьбы с пожарами в сложных и специфических условиях в конце 20-30-х годах были организованы специальные службы с особой техникой, снаряжением, оборудованием и специально обученными людьми. К таким службам относятся: газодымозащитная, водозащитная, связи и освещения, химическая, техническая.

Газодымозащитная служба

Большое значение для пожарной охраны имело создание газодымозащитной службы.

В 1920-е годы в ленинградской пожарной охране применялись немецкие фильтрующие противогазы Дегеа и некоторые типы отечественных боевых противогазов со специальными наcадками, задерживаюшими окиси углерода, но они не были надежными.

В 30-е годы пожарные получили надежные аппараты для защиты органов дыхания при работе в дыму. У истоков создания газодымозащитной службы стояли энтузиасты пожарного дела - В. В. Дехтерев, Г. Е.Селицкий, М. Ф. Юскин. На вооружение был взят кислородно-изолирующий противогаз (КИП), разработанный Макеевским Горноспасательным научно-исследовательским институтом. 1 мая 1933 года в Ленинграде впервые в стране было включено в боевой расчет отделение ГДЗС. Были также созданы отечественные дымососы.

Водозащитная служба

Стала развиваться водозащитная служба, которая сыграла большую роль в снижении убыточности от пожаров. Эта служба направлена на то, чтобы предохранить оборудование и имущество от воды, проливаемой при тушении пожаров.

Служба связи

В 1930 году были созданы специальные автомобили - телефонные ходы. Это улучшило управление подразделениями на пожаре. Для освещения места пожара были созданы автомобильные прожекторные ходы. В 1933 году в мастерских Ленинградской пожарной команды был изготовлен телефонно-прожекторный автомобиль. Затем появился автомобиль связи и освещения - АСО, где располагался оперативный штаб пожаротушения.

Химическая служба

Поиски химических средств тушения пожаров велись еще в начале XX века. В 1904 году учитель бакинской гимназии А.Г. Лоран, который был частым свидетелем пожаров на нефтяных вышках, задался вопросом: как тушить горящие нефтепродукты. Однажды, сидя в баре за кружкой пива и глядя на пенящееся пиво, Лоран воскликнул: “ Эврика! Нашел!” Лоран решил попробовать тушить горящие нефтепродукты пеной. Для проведения опытов Лоран приобрел бочку пива, которую долго катали до получения пены. В небольшой емкости подожгли бензин. Пеной, снятой с пива, залили огонь. Опыты оказались успешными. В 1904 году Г.Лоран изобрел химическую пену, получил патент на изобретение, но в начале века пена применения не нашла. Только в 1929 году была организована химическая служба.

Техническая служба

Для обеспечения пожаротушения техническими средствами- подъемными механизмами, инструментом для разборки конструкций и т.д. в 30-е годы создается техническая служба. Организация и дальнейшее развитие этих служб обеспечили тушение пожаров в минимальный срок и с наименьшими убытками.

Итак, совершенствовались техника, средства и способы тушения пожаров. Однако пожарные главной своей задачей сделали другое: они провозгласили, что пожар легче и лучше предупредить, чем потушить.

Профилактика пожаров

Основное направление работы пожарной охраны - пожарная профилактика. Пожарная профилактика - это система государственных мероприятий, направленных на устранение причин возникновения и распространения пожаров. В 20-е-30-е годы на пожарно- профилактическую работу были выдвинуты опытные, высококвалифицированные пожарные специалисты, бывшие работники страховых организаций.

В 1921 году в Петрограде открылись специальные курсы для подготовки квалифицированных кадров пожарных профилактиков. В 1922 году к профессиональной работе были привлечены начальники пожарных частей. С 1925 года начальникам частей пожарным инспекторам было предоставлено право административного воздействия на лиц, не выполняющих противопожарные правила.

В июле 1927 года ВЦИК и СНК утвердили “Положение о государственном пожарном надзоре”, которое точно определило круг обязанностей и прав работников пожарной профилактики и положившее начало созданию системы органов Государственного пожарного надзора (ГПН).

Строительство крупных промышленных предприятий и целых отраслей производства, внедрение сложных технологических процессов, нередко с повышенной пожарной опасностью, требовали усиления пожарно-профилактической работы в промышленности, разработки специальных противопожарных норм, требований и правил.

В 1936 году вышло новое “Положение о Государственном пожарном надзоре”, в котором была расширена область деятельности работников ГПН, их обязанности и права. Это положение послужило дальнейшему изучению причин возникновения пожаров с целью выработки научно-обоснованных мер, направленных на их устранение.

В 20-е годы большое количество пожаров происходило от неосторожного обращения с огнем в быту. Необходимо было объяснять жителям города, отчего происходят пожары. Делать это надо было интересно, доходчиво, красочно. Здесь большую помощь пожарным оказали художники и поэты. В.Маяковский написал 32 текста на пожарную тематику. Два таких плаката показаны в экспозиции Пожарно-технической выставки им. Б. И. Кончаева. Вот их тексты:

“ Туши окурок, “ Сажа горит,

Чтоб сразу потух. Пожаров тыщи.

Идет от окурков Трубу от сажи

Красный петух!” Чисть чище!”

Такие плакаты стали появляться в общественных местах, на улицах, в учреждениях и предприятиях. Вышли в свет брошюры, разъясняющие элементарные причины пожаров. Устраивались временные и передвижные выставки.

Подготовка специалистов

Совершенствование работы пожарной охраны требовало подготовки квалифицированных специалистов. Начиная с 1918 года создается сеть курсов по подготовке пожарных работников. В сентябре 1924 года на базе Курсов пожарных техников, которые были открыты еще в 1906 году по инициативе ИРПО, был организован Ленинградский пожарный техникум.

С 1930 года работают школы и курсы младшего и среднего начсостава. В пожарных частях стали проводиться регулярные плановые занятия с рядовым и младшим начсоставом по специальной подготовке. В 20-е годы издаются инструкции, наставления, программы по боевой и политической подготовке личного состава. С 1937 года в частях и Управлении пожарной охраны организуется регулярная командирская учеба.

Вышли в свет учебные пособия и руководящие документы по пожарной профилактике, службе и пожаротушению: Н. П. Требезов “Пожарная тактика”, 1926г., В. А. Элиссон “ Пожарная профилактика”, 1931 г. Четкая организация пожаротушения, широкое и рациональное использование средств связи, освещения, водозащиты, механизированного инструмента, новых огнегасительных средств, непрерывное и активное наступление на пожары дали положительные результаты: в Ленинграде снизилась продолжительность пожаров и ущерб, наносимый ими.

В 20-30-е годы пожарные добились многого: они получили технику, научились этой техникой управлять, приобрели богатый опыт боевой работы, научились предупреждать пожары – все это помогло им выстоять в тяжелейшие годы в истории страны, в годы Великой Отечественной войны.

В довоенные и послевоенные годы совершенствовалась система государственной противопожарной службы. Но основы ее были заложены Декретом 17 апреля 1918 года. И не случайно до 1999 года профессиональный праздник российские пожарные отмечали именно 17 апреля.




Made on
Tilda